Скелеты в «ШКАФУ»

04:19 / 01.03.2016
0
0
114
Мария Склярова
Мария Склярова
от автора:
«ШКАФ» – Школа Академической Фотографии – образовательный проект, ставящий своей целью фундаментальное и системное обучение фотографии. Его авторы и преподаватели не обещают ученикам быстрое превращение в профессиональных и востребованных фотографов, но стремятся научить пониманию процессов, происходящих при съемке и обработке фотографий. Возможно, именно поэтому «ШКАФ» пользуется большой популярностью, известен и динамично развивается уже в двух городах России – в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге.

Достать «скелеты из «ШКАФа» и раскрыть его секреты специально для журнала МЫ|WE согласился Владимир Вишневский, автор проекта и руководитель петербургской Школы, фотограф и преподаватель.

О ШКОЛЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ

3

– Как возникла идея и создавался проект «Шкаф»?

– Мы с Вероникой, моей нынешней супругой, были в студенческом самоуправлении Института архитектуры ЮФУ. Выдумывая развлечения для студентов, чтобы им было не так скучно учиться, мы среди прочего решили реализовать идею фотоконкурса. Мы знали, что уже тогда по городу бродило много людей с достаточно хорошими фотоаппаратами, исходя из чего можно было предположить, что и хорошие фотографии у кого-то тоже есть. Мы нашли спонсоров, помещение и всё необходимое для фотоконкурса и, собственно, объявили начало приема конкурсных работ. В результате нам стали приносить DVD-диски с огромными объемами фотографий котиков, цветов в горшках и ещё непонятно чего. Мы с невероятным трудом, отсмотрев тонны этого сомнительного материала, выбрали около 40 более-менее хороших фотографий. Тогда мы и осознали, что нам просто необходимо найти фотошколу, куда можно отправлять студентов, которые не умеют, но очень хотят хорошо снимать. На тот момент в Ростове не было ни одной фотошколы. В ДГТУ были курсы дополнительного образования, но попасть туда «с улицы» было непросто. И тут мы решили, что, если чего-то нужного и хорошего нет, то это что-то надо создать самим. Сначала хотели открыть курсы начинающих фотографов на базе университета, но ЮФУ ответил, что, возможно, лет через пять… Ждать так долго было неинтересно, поэтому мы взяли и создали свою фотошколу. Правда, сначала она называлась не «Шкаф», а Школа художественной фотографии. «ШКАФом» мы стали на полгода позже, когда поняли, что произносить название «Школа художественной фотографии» слишком долго, а аббревиатура у него крайне неблагозвучная. Почти одновременно с нами открылась ещё одна фотошкола, и, можно сказать, с этого момента фотообразование в Ростове стало двигаться и развиваться. До этого были только разрозненные мастер-классы.

– Как Вы подбирали тогда и подбираете сейчас преподавателей Школы?

– На самом деле хорошие преподаватели – это большая проблема. К сожалению, большое количество преподавателей-фотографов, профессионалов «старой школы», членов всевозможных фотосоюзов с регалиями, выставками и так далее, уже забыли, как им было сложно, когда они начинали. Поэтому вместо того, чтобы рассказывать какие-то полезные вещи, они начинают рассказывать студентам об этих регалиях и своих заслугах. Я знаю, что такая проблема есть не только в сфере фотографии, но и во всем образовании вообще. Очень многие преподаватели приходят и начинают рассказывать «за жизнь». Такие разговоры, безусловно, тоже очень нужны, но только не в самом начале образования, а на более поздних его этапах.

Так вот, мы, запуская свою фотошколу, обратились сначала к такому проекту, как «М-Галерея». В то время проекта CreativeSpace, равно как и «Циферблата», не существовало, поэтому «М-Галерея» была единственным местом проведения различных выставок. Первого преподавателя фотографии мы нашли именно там. Но потом были вынуждены с ним расстаться по вышеуказанным причинам. К сожалению, этот преподаватель не смог дать людям то, что было необходимо на первом этапе обучения.

Дальше мы стали подыскивать преподавателей методом проб и ошибок. Какое-то время в качестве преподавателей выступали профессиональные фотографы, которые отлично снимали, но в итоге не подошли для Школы, потому что рассказывали ученикам, Как они снимали, вместо того, чтобы объяснять, Как снимать.

В итоге мы пришли к мнению, что преподаватель на первых этапах обучения должен быть в первую очередь преподавателем, а потом уже фотографом. Потому что нужно уметь объяснять людям, Как, но в то же время иметь представление о том, Что. В какой-то момент я сам взялся за преподавание, потому что осознал, что смогу донести некоторые вещи понятнее, доступнее, чем многие другие.

Сейчас во главе преподавательского состава «ШКАФа» в Ростове – Виктор Батькович, преподаватель «Основ Цифровой Фотографии», автор курсов по работе в Photoshop «Обработка фотографий», семинаров по «Беззаконию композиции», «Групповому портрету», «Работе с моделью», «Объективу в разрезе», потоковой обработки фотографий в Lightroom.1

Ассистенты, ведущие дополнительные дисциплины, – это, как правило, «взращенные» студенты Школы.

Сейчас основной критерий, принцип подбора преподавателей таков: преподаватель должен понимать, что он делает, зная при этом четкую, структурированную программу своей дисциплины, а также хотеть поделиться знаниями.

В мире фотографии есть контингент людей, которые считают, что преподавать фотографию нужно так, чтобы не создавать себе конкурентов. То есть рассказывать не всё и не всем. Я искренне не понимаю подобный подход. В нашей Школе все преподаватели искренне хотят научить. Иногда это выходит боком, потому что студенты пишут среди ночи, задают вопросы и спрашивают совета. Но это нормально, я считаю. Иначе зачем вообще начинать что-то преподавать, если не хочешь делиться знаниями?
– С чем связано Ваше решение переехать в Санкт-Петербург? Со стремлением расширить географию проекта «ШКАФ» или с какими-то другими обстоятельствами?

Меня пригласили в Питер для работы в одном интересном проекте. В силу определенных причин я согласился. Изначально никто не планировал открывать второй «ШКАФ». Мы думали: «Да, открыли свою школу в Ростове, но куда нам тягаться с фотообразованием в Северной столице?». Потом я решил устроиться наемным преподавателем фотографии в Санкт-Петербурге, изучил имеющиеся в нем фотошколы и вдруг обнаружил, что проект «ШКАФ» по своему уровню и содержанию может быть вполне востребованным в этом городе. Поэтому со временем мы и запустили его в Санкт–Петербурге.

– Планируете ли открывать «ШКАФ» в других городах России?

– Тема расширения географии проекта очень скользкая. Потому что есть франшизные методы расширения, направленные уже не столько на образование, сколько на увеличение бизнес-прибыли. В нашем случае, так как мы заинтересованы, прежде всего, в обеспечении качественного фотообразования, для расширения нужны надежные единомышленники, какие есть у меня в Ростове. Найти их где-то ещё непросто, а переезжать ради этого из Питера куда-то на несколько лет совсем не хочется. Поэтому определенных планов по расширению пока нет.

– Касательно единомышленников: получается, за управление ростовским «ШКАФом» сейчас полностью отвечает Ваш коллега Виктор Батькович?

– Совершенно верно. Начиная с 2012 года, я не касаюсь вопросов управления ростовской Школой. Считаю, что руководить чем-либо на расстоянии крайне сложно, особенно если это образовательный, а не чисто коммерческий проект, с которого можно регулярно требовать какие-то бухгалтерские отчеты. Ростовский «ШКАФ» – самостоятельная единица, управляемая моими «выросшими» студентами. Но при этом у ростовского и питерского «ШКАФов» есть общая идея, концепция, единое представление о том, каким должно быть фотообразование.

– На обучение в Вашу школу может попасть любой желающий, или Вы проводите какой-то специальный отбор?

– Начнем с того, что есть несколько ступеней обучения. На курс «Основы фотографии» может попасть любой желающий. Этот курс включает в себя и технические основы (как устроен фотоаппарат и, грубо говоря, куда нажимать), и основы композиции, и другую интересную и нужную информацию касательно фотографии. На следующие курсы попадают уже не все. Сама Школа является своеобразным фильтром, потому что не обещает сделать из любого ученика профессионального фотографа за пять занятий. На продвинутые курсы приходят те, кто умеет думать, хочет развиваться и готов работать. Это те, кто успешно прошел «Основы фотографии» и усвоил некий объем базовой информации.

И сейчас мне очень приятно смотреть на своих бывших студентов в Ростове, которые через несколько лет после окончания «ШКАФа» стали востребованными фотографами. Наша выпускница Анна Андрейко в 2014 году стала фотографом года по версии журнала «Собака. ru». Некоторые переехали в Москву и успешно работают там.

2

– В чем принципиальное отличие «ШКАФа» от других фотошкол Ростова?

– Знаете, никаких секретов успеха нет, есть просто работа. В нашей Школе никто не пообещает вам сделать из вас профессионального и востребованного фотографа за месяц. Мы стараемся дать полноценные, фундаментальные, структурированные знания, а не просто несколько советов «о том, как сделать классную фотографию». У нас не бывает ситуаций из серии «мы вам об этом не расскажем, потому что это не входит в курс». Наши студенты могут задать абсолютно любой вопрос касательно фотографии и получить ответ.

Ещё один важный момент заключается в том, что мы готовы делиться знаниями в открытом режиме. Мы проводим Дни открытых дверей, лекции для всех желающих. Это – наша уникальная идея. Когда мы проводили первое подобное мероприятие в 2011 году, такого не было ни у кого и нигде.

Дни открытых дверей проводятся так: в течение двух-трех дней непрерывно идут лекции. Причем это не лекции из серии «мы вам сейчас нальем воды, а чтобы узнать что-то конкретное и толковое, приходите на курсы, платите деньги». Лекции построены так, чтобы человек, посетивший их, ушел с определенными знаниями, полезными и применимыми на практике. В Ростове подобные фотоликбезы проводятся бесплатно и регулярно, как я уже говорил, начиная с 2011 года. То, что мы рассказываем там, многие другие фотошколы называют «Основами фотографии» и берут за это деньги. Мы готовы делиться знаниями открыто, и это наше конкурентное преимущество. Как показывает практика, очень многие люди, посетившие фотоликбез, потом приходят на курсы. Иногда не сразу, иногда через полгода, но приходят.

Ещё в нашей фотошколе, что в Ростове, что в Питере, своя особая, очень дружеская атмосфера. Есть целый ряд студентов, которые, отучившись, остались в нашей Школе и образовали некий костяк новых преподавателей, ассистентов и просто друзей, способствующих расширению и развитию проекта.

– Каковы Ваши планы по развитию «ШКАФа» на ближайшие несколько лет?

– Продолжать учить людей и нести в мир доброе, вечное, светлое. (Смеётся. На самом деле сложно строить далекоидущие планы, всё очень быстро меняется. Тем более что фотошкола – это проект, сильно зависящий от людей, от количества студентов, востребованности образовательных программ. Хочется просто продолжать делать то, что мы делаем, привлекая новых учеников, развивая их, развивая самих себя и при этом получая удовольствие.

О ЛИЧНОМ

– Когда и почему Вы начали заниматься фотографией?

– Фотоаппарат почти всё время, сколько я себя помню, был при мне. Но до образования фотошколы я не связывал это с профессиональной деятельностью. До «ШКАФа» я работал архитектором и окончательно «переквалифицировался» в профессионального фотографа только тогда, когда возникла идея создания Школы, а вместе с ней – необходимость разобраться в фотографии основательно. При этом я не могу точно обозначить ни момент, когда я начал увлекаться фотографией, ни мотивы этого своего увлечения, ни даже период, в который я превратился в профессионального фотографа.

– Расскажите о своем проекте «ФотоАптека d-76.ru».

– «ФотоАптека» – один из немногих производителей фотохимии в России. Фотохимия – это проявители, тонеры и прочие технические приспособления для проявления фотографий в лаборатории старым «дедовским» способом. Этот проект изобретен не мной, я являюсь уже третьим по счету его руководителем. Мы плотно сотрудничали с предыдущими руководителями «ФотоАптеки», потому что в программе «ШКАФа» присутствовала оптическая ручная печать. Мне кажется это важным и интересным, потому что сейчас выросло целое поколение увлеченных фотографией, но совсем незнакомых с пленкой. Хотя пленка – это часть истории фотографии. Поэтому с «ФотоАптекой» мы много общались, дружили, и когда её прежние руководители переезжали за границу, проект был передан мне. Считаю его очень интересным, нужным и востребованным. Люди продолжают увлекаться пленочной фотографией, есть ещё увлеченные фотографы, для которых ручная печать – это традиция, ритуал, особые ощущения и уникальное удовольствие. Это по-прежнему ценно и интересно.

– Кто Вы, прежде всего, – фотограф, руководитель бизнес-проектов или лектор-преподаватель Школы фотографии?

– Мне очень удобно. У меня есть «правая рука» – супруга Вероника, на которую я «спихнул» управленческие функции. Точнее, нельзя сказать, что я «спихнул» – мы ведь вместе начинали проект «ШКАФ», всё было абсолютно равноправно, просто Вероника взяла на себя эти функции. Так что руководитель «ШКАФа» – она, мне хватает руководства «ФотоАптекой». Что касается выбора между фотографом и преподавателем – это очень сложная тема, вопрос, на который я не знаю ответа и который часто сам себе задаю. Наверное, то и другое. Это ведь вопрос о том, что больше нравится делать. А мне одинаково нравится и снимать, и преподавать. И то, и другое мне одинаково необходимо. И Школу развивать тоже хочется и интересно. Поэтому, наверное, во мне всего понемногу.

– А что Вам нравится снимать больше всего? Какой жанр фотографии ближе?

– Из меня можно «выжать» полтора жанра. Я – либо фотограф-портретист, либо фотограф архитектуры. Это во мне, видимо, до сих пор ворочается архитектор и никак не может «загнуться». (Смеётся)

Мне нравится снимать людей, показывая при этом личность, внутреннее состояние человека. Люблю портреты. Как сказал великий фотограф Ричард Аведон, «мои портреты больше обо мне, чем о тех, кого я фотографирую». Считаю эту цитату абсолютно верной и подходящей к своей деятельности. Мне нравится запечатлевать людей такими, какими я их вижу.

4

– Что важнее для создания хорошей фотографии – творческая составляющая, вдохновение или опыт, мастерство и, что называется, владение техникой?

    – Давайте начнем с того, что подразумевается под хорошей фотографией. Я считаю, что хорошая фотография – это фотография, отвечающая своим задачам и выполняющая поставленные перед ней цели. Если задача фотографии – просто запечатлеть значимый момент, например, для конкретной семьи, то там и не нужна творческая составляющая. Фотографии ведь бывают разные. Есть фотографии информационные. В них нет никакого особого творческого посыла, есть только информация, важная для её автора. Это – фотография-ключ к ячейке памяти. Например, «я на фоне Эйфелевой башни». Есть фотографии графические. Они ценны линиями, цветами, формами и так далее. На них просто приятно смотреть. И третий вид – смысловые фотографии. Такие фотографии ценны сюжетом, историей, которая разворачивается в голове, когда на неё смотришь. И что важнее при создании фотографии – творческая или техническая составляющая – будет зависеть от целей, преследуемых фотографом, и ситуации, в которой он снимает. Но в любом случае профессиональный фотограф, чтобы таковым являться, должен знать техническую составляющую, иметь некие знания собственно о фотографии и её истории и иметь художественный вкус. Хотя фотографов-универсалов, одинаково хорошо снимающих в любом жанре, не существует.

БЛИЦ–ОПРОС

Фотография – это, прежде всего?

Фотография, прежде всего, разная. И фотография – это всё сразу. Начиная от ног на пляже и заканчивая высокохудожественными произведениями искусства в галереях. И нельзя выделить что-то одно.

Лично для меня фотография – это, в первую очередь, взгляд. Фотограф делится со зрителями своим видением мира.

Меня вдохновляет…

Хочется сказать «всё». Меня вдохновляют люди, города, линии, архитектура, литература, кино, музыка… Любой творческий человек – это как воронка. Ты собираешь впечатления и концентрируешь их в каком-то одном виде деятельности. Фотограф – это вдохновение, выраженное в фотографии.

Любимые места в Ростове-на-Дону

Пушкинская, особенно её часть от Ворошиловского до Театральной площади. Аналогов Пушкинской я не нашел даже в Питере. Парк Революции. Центральный зал Публичной библиотеки. Люблю ростовский «Циферблат», он прекрасен, и он сильно отличается от всех других «Циферблатов». Нравится кофейня «Кофеман» на Пушкинской.

Лучшее место для отдыха

Я – абсолютно счастливый человек. Я отдыхаю на работе и занимаюсь тем, что мне действительно нравится. Меня ничего не напрягает, не утомляет. А если мне нужно выдохнуть и подумать, я ухожу в фотолабораторию. Пожалуй, назову её лучшим местом для отдыха.

Рецепт хорошего настроения…

Не напрягаться. Не стоять на месте, двигаться вперед и заниматься тем, что нравится.

Мой совет начинающим фотографам…

Не напрягаться (смеётся). Учиться, совершенствоваться. И получать удовольствие от процесса. Фотография может получиться хорошей только тогда, когда процесс её создания приносит удовольствие.

Мне понравилось:
0
Комментарии
Комментариев пока нет, будь первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смайлики:
:zombie: :wink: :vomiting: :unamused: :tongue: :tongue2: :tongue1: :tired: :thinking: :sweat: :surprised: :smirking: :smiling: :smile: :sleeping: :sick: :shocked: :secret: :scared: :scared1: :sad: :sad1: :neutral: :mute: :mask: :love: :kiss: :kiss2: :kiss1: :joy: :injury: :happy: :happy2: :happy1: :flushed: :expressionless: :dizzy: :devil: :cry: :cry1: :cool: :cool1: :confused: :astonished: :angry: :angel: