«ТЫ ПИШЕШЬ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ НЕ ПИСАТЬ». Интервью с Еленой Альмалибре

22:21 / 10.03.2017
0
0
169
Римма Исмаил
Римма Исмаил
от автора:
Елена Альмалибре – начинающая ростовская писательница, которая в минувшем году издала свою первую книгу «Сближение. Пикап». День ото дня она получает отзывы благодарных читателей и одновременно продолжает творить. Помимо прозы, Елена также пишет стихи. Совсем недавно одно из её стихотворений стало топовым на YouTube, а большинство других можно встретить на страницах альманахов. Что необходимо знать и уметь начинающему писателю? Чего стоит опасаться, а к чему стремиться? Всё это МЫ выяснили из первых уст.

а1– Нужно ли получить образование, чтобы стать писателем? Или это то, что даётся исключительно от природы?

– Я считаю скорее так: писателем нужно родиться, а чтобы стать им – учиться. Для меня талант писателя – это некоторый набор предрасположенностей и качеств, таких как фантазия, наблюдательность, живой интерес к людям и всему, что нас окружает. Я магистр филологии, училась на романо-германском отделении факультета филологии и журналистики ЮФУ, и именно университет дал мне понимание того, что над текстом можно и нужно работать. Когда работаешь над переводом, порой приходится много раз переписывать одну и ту же фразу. Очень важно, чтобы пишущий человек много читал, особенно, классику. И ещё более важно много писать, чтобы постепенно выработать свой стиль; обращать внимание на отзывы читателей, чтобы знать, над чем ещё стоит поработать. Конечно, филологическое образование лишним не будет, но талант и писательская практика для меня на первом месте.

В какой момент своей жизни Вы поняли, что писать – это Ваше?

– Как раз во время создания своего первого романа «Сближение. Пикап». Когда я начала писать, то ещё не думала, что это выльется в книгу. И только на середине повествования, когда герои начали «жить» и мне самой было интересно, что же произойдёт с ними дальше, я поняла, что это будет книга.

Как Вы пришли к писательству?

– Всё началось с личных дневников. Я начинала писать о себе, а потом в какой-то момент фантазия уносила меня за пределы реально произошедших событий, и я задавалась вопросом, а как могло произойти иначе, придумывала новые «персонажи», какие-то альтернативные концовки.

Есть ли события, которые можно назвать «судьбой» на Вашем пути как писателя?

– Есть два интересных случая. Моя мама журналист, и в течение семи лет обучения в музыкальной школе я приходила после занятий в обычной школе в редакцию газеты, где работала мама, чтобы через пару часов пойти на занятия по фортепиано. Конечно, журналистская атмосфера дала о себе знать, я была юным корреспондентом в газете, также была редактором детской странички «Колокольчик». И вот однажды, пока я писала заметку для странички, в кабинет мамы вошёл московский поэт и журналист Владимир Изотович Демидов, который часто приезжал в наш город – Константиновск. Прочитав мою заметку, он почему-то сказал: «Эта девочка будет писателем». Мама спросила: «Может, журналистом?», на что он повторил: «Нет, писателем».

А второй случай следующий. Я считаю, что без обучения на филфаке, быть может, я и не пошла бы по пути писательства, и в истории моего поступления в РГУ (ныне ЮФУ) огромную роль сыграло то, что в одиннадцатом классе в нашу школу приехал профессор РГУ Борис Николаевич Проценко, который вёл в нашем городе занятия со старшеклассниками по русскому языку и литературе. Оказавшись на его занятиях, я просто влюбилась в университетскую подачу информации, которая так сильно отличалась от школьной. Правда, поступать я решила на романо-германское отделение, и Борис Николаевич познакомил меня с потрясающим преподавателем английского, которая готовила меня к вступительным экзаменам. Всего через три месяца после нашего знакомства с Борисом Николаевичем его не стало. Я безмерно благодарна этому человеку, который так вовремя протянул мне руку помощи и изменил всё моё будущее.

а2

Всё ли получалось сразу? Часто ли Вас критиковали?

– Я в самом начале писательского пути, поэтому проанализировать, насколько всё получается, мне сложно. Как раз сейчас я, можно сказать, жажду критики (смеётся), чтобы понять, куда мне двигаться дальше. Ещё до публикации романа у меня было десять бета-ридеров, которые указывали на какие-то фактические неточности, обращали моё внимание на стилистику, ведь важно смотреть на текст со стороны, когда не знаешь, что точно автор имел в виду. Такие отзывы очень полезны для писателя.

Вообще, критика нужна и важна. И много писать стоит как раз для того, чтобы тебе сразу указали на все ошибки, и ты был во всеоружии. Сказать просто: «Мне понравилась, или не понравилась твоя книга» – не достаточно. А ещё я советую игнорировать хамство, которое к критике отношения не имеет, хоть и не все это понимают. Так или иначе, человек потрудился, и это заслуживает уважения. Поэтому тактичный респондент всегда своё мнение скажет так, что даже если оно и будет являться критикой, то при этом не обидит и не ранит.

Были ли моменты, когда хотелось всё бросить, и не браться больше за «перо»?

– Скорее, нет. Свою первую книгу я писала достаточно легко, фонтанируя идеями (смеётся). Наверное, чтобы испытать такой творческий кризис, нужно написать пять-шесть книг. Я еще не прошла такой долгий писательский путь, так что сейчас, наоборот, нахожусь на стадии запала.

Сколько на сегодняшний день у Вас публикаций?

– Из прозы у меня издана пока только одна книга: роман «Сближение. Пикап». А что касается поэзии, то стихи я начала писать гораздо раньше. И первые публиковались в газете «Донские огни» Константиновского района, откуда я родом. За последние годы добавилось немало публикаций в альманахах «Поэт Года», «Атланты», «Ковчег», «Ростовское время», «Ростовская Лира», «Бумажный Ранет».

а3 Сколько ушло времени на написание первой книги?

– Намеренно я не готовила книгу к изданию, и с момента написания первых строк до трепетного слова «Конец» прошло примерно два с половиной года. Затем был этап редактуры, читка бета-ридерами, дальнейшая шлифовка. Я заведомо не стала давать ответы на все вопросы, возникшие у читателей даже в финальной версии, ведь, в конце концов, книга – это не анкетирование автора о героях его книги, где всё точно и по пунктам. Нужно, чтобы у читателя была возможность пофантазировать и подумать. Меня одна читательница спросила, почему я не указала профессию своей главной героини, я же в этом просто не видела смысла. Напишу я, допустим, что она главный бухгалтер или учительница, и вся романтика испарится (улыбается). Хотя, конечно, всё зависит от произведения.

Планируете ли Вы создать свой канал на youtube?

– Он уже появился. Когда мне курьером доставили авторские экземпляры тиража моей книги, я попросила мужа записать видео на память и заодно обратиться к читателям. Оно получилось скорее таким вот душевным, простым, чем официальным. Вокруг коробки с книгами бегал наш сын, пытаясь её открыть. И именно это видео стало первым на моем канале (http://youtu.be/BvZ7Ka4ZrFU). Потом я написала стихотворение «Письмо Карениной Вронскому», сделала видео из стоп-кадров будущего фильма с Елизаветой Боярской в роли Анны. На данный момент видео набрало уже более двух тысяч просмотров. Честно говоря, я не ожидала такого ажиотажа со стороны зрителей, ведь я пока начинающий и малоизвестный автор. Те, кто читал роман Льва Николаевича, прекрасно помнят, что в тексте никакого письма не было, наверное, это и привлекает зрителей.

Почему именно «Анна Каренина»? Вы любите Толстого, или Вам просто близка эта героиня?

– Я очень люблю Толстого. Вообще, невероятно сложно учиться у классиков. Кажется, что писать легко и просто – это как раз тот эффект, когда у автора высший уровень мастерства. Мне нравится читать произведения, где не всё гладко, но зато у тебя есть возможность анализировать и учиться на «чужих ошибках». А классиков, безусловно, нужно читать и вдохновляться для создания чего-то своего. Что касается «Письма…», я смотрела и фильмы, снятые по роману, и читала книгу, и мне, если можно так выразиться, не хватило в романе «голоса» самой Анны, захотелось для себя самой написать то, что она могла бы сказать о своей судьбе, трагической любви и невероятной силе этого чувства. Я старалась, чтобы лексика и сюжет полностью соответствовали оригиналу, и, по словам читателей, это удалось сделать. Секрет в том, что я выверяла детали по тексту Толстого, поэтому стихотворение было завершено только в том момент, когда я закрыла сам роман.

Ведёте ли Вы блог?

– Время от времени я веду блог по личностному развитию Almalibre.ru, с которого и началась история моего псевдонима (almalibre – с исп. «свободная душа»). Я занималась на разных тренингах, изучала психологию, и мне хочется делиться своими выводами, поддерживать своих читателей. Я получаю много положительных отзывов, а это значит, что тема позитивного мышления очень актуальна в наше время. Сейчас же я работаю над вебсайтом, посвящённом непосредственно моему творчеству как писателя и поэта.

Находитесь ли Вы сейчас в процессе написания чего-то нового?

– Да, у меня уже лежит черновик второго романа, но впереди ещё редактирование, поэтому пока не буду раскрывать карты. Могу только сказать, что он сильно отличается от первой моей книги «Сближение. Пикап».

Как семья относится к Вашей писательской деятельности?

– Мама – журналист, тоже «профессионал слова», поэтому, конечно, она рада моему выбору и всячески поддерживает меня. Муж очень любит мою поэзию, особенно, образы, которые я задействую.

а5

Блиц-опрос для начинающих писателей

Сталкивались ли Вы с проблемой авторского права? Стоит ли этого бояться?

Я задавала этот вопрос одному издателю, на что он ответил, что начинающему автору не стоит переживать об этом. Даже гениальных писателей публиковали не сразу, и шанс на то, что ваш первый труд окажется будущим бестселлером, не так уж велик. Сейчас очень много авторов, которые пишут сами, публикуются в сети, что тоже может служить доказательством авторства по дате публикации, а издательства вряд ли будут портить себе репутацию плагиатом.

Как набрать круг читателей?

Прежде всего, много писать, делиться своим творчеством в социальных сетях и на других интернет-ресурсах, участвовать в творческих встречах, где есть, например, «свободный микрофон», публиковаться, общаться с читателями, обсуждать комментарии, приглашать на читку бета-ридеров.

Кто может составлять круг бета-ридеров?

Это может быть кто угодно. Но моими бета-ридерами для романа были однокурсницы с филфака, родственники, подруги. Здесь важно получить отзывы, конструктивную критику, а не «холодный душ», что Ваш труд мало заслуживает внимания. Нужно опять же искать тех людей, которые укажут, над чем работать, а не отобьют охоту писать едкими замечаниями.

Где можно найти советы для писателей?

Мне очень нравится книга «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф, где собраны потрясающие откровения о труде писателя самых именитых классиков. Для меня эта книга – настоящая энциклопедия о том, как написать роман.

Сколько раз нужно отредактировать свою работу, прежде чем нести её в издательство?

Пока не надоест (смеётся). Опасность долгого редактирования в том, что на выходе можно получить совершенно другое произведение, нежели то, что было в первом черновике. И кто знает, быть может, стройные фразы будут скучны и слишком очевидны. Наверное, это как с воспитанием ребёнка – в определённый момент стоит «отпустить руку», позволить ему быть самим собой и жить своей жизнью.

Насколько затратно опубликоваться начинающему писателю? Как окупить свою работу?

Вряд ли первый роман может окупиться на самостоятельном финансировании, если до этого Вы не являлись публичной личностью, и у Вас нет круга людей, которые хотели бы Вас читать. Именно по этой причине издательства очень редко публикуют начинающих писателей. Ведь есть же ещё и опасность, что писатель окажется «автором одной книги», и все дальнейшие работы будут лишь копиями первой. А что касается переживаний авторов на тему окупаемости – ты пишешь, потому что не можешь не писать. А будет ли твоя книга бестселлером или просто останется для тебя чем-то чуть большим, чем личный дневник – наверное, уже решит та самая судьба.

а4

Мне понравилось:
0
Комментарии
Комментариев пока нет, будь первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смайлики:
:zombie: :wink: :vomiting: :unamused: :tongue: :tongue2: :tongue1: :tired: :thinking: :sweat: :surprised: :smirking: :smiling: :smile: :sleeping: :sick: :shocked: :secret: :scared: :scared1: :sad: :sad1: :neutral: :mute: :mask: :love: :kiss: :kiss2: :kiss1: :joy: :injury: :happy: :happy2: :happy1: :flushed: :expressionless: :dizzy: :devil: :cry: :cry1: :cool: :cool1: :confused: :astonished: :angry: :angel: